МОСКВА

ТЕАТР НИКОЛАЯ  ЗЫКОВА

ФЕСТИВАЛИПРЕССАТЕАТРЫМИНИАТЮРЫПРЕМЬЕРЫКНИГА

Журнал «Молодая гвардия», 1987 г.

«Товарищ» журнал в журнале

 

МИР УВЛЕЧЕНИЙ

 НИКОЛАЙ ЗЫКОВ И ЕГО КУКЛЫ

Лучи прожекторов высветили центр сцены. В лунном сиянии обозначилась фигура лежащей балерины. Полилась нежная и печальная мелодия «Аве Марии». Балерина начала медленно подниматься. Словно крылья птицы, взметнулись ее руки навстречу чему-то неведомому. Начался танец. Она то грациозно переступала на пуантах, то крутила пируэты, то медленно опускалась. Зазвучали последние аккорды, и она, вздрогнув, вновь замерла в первоначальной позе.

Тишину зала взорвала буря аплодисментов.

«Ну,— подумает читатель,— сейчас мы, конечно, станем свидетелями рождения нового таланта, новой звезды и узнаем ее имя».

Однако наш читатель прав будет лишь отчасти, потому что на сцене танцевала кукла-марионетка, созданная Николаем Зыковым, студентом пятого курса факультета прикладной механики Московского авиационного института.

Еще неосознанное стремление его стать кукольником проявилось уже в школьные годы, когда Коле приходилось занимать маленькую сестренку. Надев на палец Петрушку, он на ходу придумывал веселые ситуации. Быстро высыхали слезы на глазах у Малышки, и она просила брата: «Ну, придумай еще что-нибудь!»

Постепенно домашние спектакли усложнялись, и порой сестренка оказывалась не только зрителем, но и активным участником представления.

В Доме культуры института существовал кукольный кружок, и Николай все свое свободное время проводил там. Однажды он почувствовал в себе непреодолимое желание самому создавать куклы, не похожие на другие, и самому придумывать для них номера. Так постепенно начала возникать собственная коллекция марионеток, стала вырисовываться собственная концертная программа.

Николай все делает сам. Сам рисует эскиз будущей куклы, в мельчайших деталях продумывает ее конструкцию, костюм, подбирает материал, из которого она будет изготовлена, продумывает и шьет ей наряд, готовит для нее номер, подбирает музыку.

Волей-неволей напрашивается сравнение: папе Карло из «Золотого ключика» было много легче, чем Николаю, создать из обыкновенного полена столь любимого детворой Буратино. Ведь для того, чтобы добиться высочайшей пластики движений рук, изящного поворота головы, туловища, удивительного трепетанья пальцев рук марионетки, требуется не только много времени, но и немало выдумки. Конструкция кукол Николая довольно сложная. Шарнирные соединения обеспечивают необходимую пластику движений куклы на сцене. И управляется она двумя десятками поводков. А руки-то всего две. И тем не менее Николай виртуозно управляет куклой.

Искусства Николая Зыкова предназначено для взрослых, а их порою не так-то легко удивить. Но его концертная программа никого не оставляет равно душным. Что бы ни показывал он — все это сродни открытию. Возьмем, к примеру, танец представительницы древнего племени майя. Он длится на сцене всего несколько минут. Но никто и не предполагает, какая кропотливая работа предшествовала его появлению на свет. Пришлось Николаю «погрузиться в историю племени, найти рисунки с фресок, запечатлевших культуру этой народности, изучить их танцевальную ритмику, познакомиться с национальной одеждой.

Столь же тщательно изучалась им древняя история Египта, Китая, Индии, Японии, обычаи, история костюмов этих стран, что бы затем зрители увидели и оценили хореографическое искусство их народов. Понравились зрителям и современный гавайский танец, и танец жрицы из легендарной Атлантиды, и задорная русская пляска...

Необычайно оригинален танец в стиле барокко. Под нежное звучание клавесина на сцене зажигаются натуральные (не электрические!) свечи. В их отблеске с шандалом в руках, в широком кринолине и высоком парике (характерная примета XVIII века) «выплывает» дама, исполняющая распространенный, в ту эпоху контрданс. Медленно приближаясь к горящим свечам, не нарушая ритмики танца, она одновременно зажигает от них свой шандал и гасит свечи на сцене.

Если первое отделение концерта представляет нам искусство хореографии разных народов, то второе отделение — это со временные эстрадные номера, пародии на популярных певцов, номера в стиле «ретро». Николай Зыков отличается тонким юмором и острой наблюдательностью. Его куклы удивительно точно воспроизводит манеру исполнения песен популярными певцами, их манеру передвигаться по сцене с микрофоном, присаживаться на край рампы...

Выступления молодого кукольника не остаются незамеченными. С некоторыми его номерами зрители имели возможность познакомиться в телепередачах «Утренняя почта», «Что, где, когда?», «В субботу вечером», в одной из передач телемоста...

Лучше всего знакомы с удивительным творчеством Николая Зыкова студенты его родного института, в доме культуры которого он часто выступает.

Ею искусству аплодировали участники Игр доброй воли в Москве.

С подлинным триумфом прошли выступления студента МАИ в ГДР в 1984 году, где он принимал участие в Международном фестивале народного творчества. Здесь ему была вручена золотая медаль.

Среди наград за самобытное искусство одна особенно дорога ему - медаль «За доблестный труд».

Сейчас в коллекции Николая 70 уникальных марионеток, и каждая имеет свой оригинальный номер.

Познакомиться с этим необычным жанром — кукольной музыкальной миниатюрой — широкому зрителю полностью невозможно, потому что у Зыкова имеется лишь единственная возможность показать свое искусство одними-двумя номерами в программе тех или иных эстрадных концертов, да и то время от времени. А хотелось бы, чтобы такому яркому таланту была пре доставлена возможность создать свою сольную программу. Об этом мечтает зритель, об этом мечтает он сам.

 

О. СЕМЕНОВА

Фото А. ЕГОРОВА

Москва, 1987 г.   

 


< PREVIOUS ] ^ UP ^ ] NEXT > ]

Кукольное Шоу Николая Зыкова в