МОСКВА

ТЕАТР НИКОЛАЯ ЗЫКОВА

ФЕСТИВАЛИПРЕССАТЕАТРЫМИНИАТЮРЫПРЕМЬЕРЫКНИГА

 

Газета «Пропеллер», 5октября 1984 г., № 57 (2914)

РАССКАЗЫВАЕМ О ЛАУРЕАТАХ ФЕСТИВАЛЯ

 

 

С КУКЛОЙ ПО ЖИЗНИ

Негритянская певица в вечернем платье... Пианист… Итальянский певец Буратино... Симпатичный Динозавр... Когда рассматриваешь эти яркие оригинальные куклы, так и хочется потрогать их руками, заглянуть внутрь. И убеждаешься, что это лишь куклы, мастерски сделанные из дерева, поролона, ткани. Но какими удивительными существами становятся на сцене эти куклы, созданные третьекурсником нашего института Николаем Зыковым. А всего за свою, прямо скажем, молодую жизнь он сделал около сотни кукол.

— Половину из них, особенно первые, тростевые, я разобрал, — рассказывает Николей. — Это были ученические работы, да и материал для новых кукол требуется постоянно, впрочем, и над уже «выступающими» куклами продолжаю работать — хочется сделать их более выразительными, запоминающимися.

— Когда же началось Ваше увлечение куклами?

— Еще учась в пятом классе, пришел я заниматься в самодеятельный кукольный театр Дворца культуры МАИ. Жили мы рядом с институтом, и учился я в подшефной «маёвской» школе 82. С МАИ, как видите, я познакомился давно. С благодарностью вспоминаю своего педагога-кукольника руководителя коллектива А. Л. Ковтуна и заведующего детским сектором А. П. Хорошеву. Они верили в меня и поддерживали во всем.

— А как относятся к Вашему увлечению дома?

— С пониманием. Родители и младшие сестренки — самые первые мои зрители, доброжелательные, но весьма требовательные.

Но мои увлечения в школьные годы не ограничивались только кукольным театром: занимался в радиокружке, в театральном коллективе, играл на электрооргане в ВИА.

— Это желание попробовать свои силы в разных областях, очевидно, не случайно и не прошло бесследно, ведь все Ваши номера музыкальные?

— Да, так получается. Хотя мои куклы не только поют, играют и танцуют на сцене, но иногда и разговаривают, И все же я считаю, что музыка обогащает номер, тем более, что здесь она не просто фон, а важнейшее средство создания образа. Кроме того, я просто люблю музыку. Окончил Музыкальную школу. Так что, действительно, все не случайно.

Закономерно и то, что большинство моих кукол — марионетки. Возможность манипулирования такой куклой, ее подвижность позволяют ей «петь», «танцевать» и вообще — «держаться на сцене раскованно». И зритель с удовольствием     наблюдает за куклой, «которая постоянно в движении, вся на виду, словно бы говорит: «Вот она Я!».

— К какому же виду можно отнести Вашего неповторимого Динозавра?

— Специального названия для таких кукол пока еще нет. Идея создания большой куклы, которой можно управлять изнутри, возникла у меня давно. Но прошло три года, прежде чем замысел оброс конкретными деталями и воплотился в «живой кукле» четырех с половиной метров. Нужно было придумать его внешний облик, изобрести все эти рычажки, приспособления, каркас — изготовить подвижную куклу, которая к тому же складывалась бы до размера чемодана. А, главное, оживить ее, наделить характером, обаянием, И когда зрители видят Динозавра на сцене, их поначалу не интересуют «маленькие хитрости», заставляющие куклу двигаться. Она вдруг начинает жить самостоятельно, отдельно от своего создателя (как деревянный Пиноккио, более ста лет назад рожденный фантазией итальянского писателя). Это и есть высшая оценка мастерства художника, и в данном случае — кукольника.

Недавно, выступая перед первокурсниками — гостями «Студенческой субботы — и перед школьниками микрорайона, Динозавр, так же как и негритянская певица, имел огромный успех. И Коля Зыков, вышедший из незаметной дверцы в Динозавре, был встречен оглушительными аплодисментами.

— Как часто, Николай, Вам приходится выступать и где?

Выступаю всегда, когда приглашают. В среднем, раза два в неделю. Прежде всего, конечно, на маёвской сцене. За участие в фестивале МАИ-84 — в программе своего факультета (здесь дебютировала моя Райская птица) мне было присуждено звание лауреата. Часто приглашают выступать и на профессиональные эстрадные площадки Москвы.

— Очевидно, Вы стали известны после участия в пере дачах Центрального телевидения?

— Впервые я выступал на ЦТ шесть лет назад. В детской передаче «Веселые нотки» моя кукла-конферансье вела концерт участников детских самодеятельных коллективов ДК МАИ. Дважды я был гостем «Утренней почты»: «выступали» мои куклы Динозавр и Девочка. Динозавру везло: он

участвовал и в учебной программе по испанскому языку, и (вместе с Пианистом) в детской передаче «До 16 и старше». А в передаче «Мир и молодежь» дебютировал Буратино. Телезрители увидели этого итальянского певца и в музыкальной паузе популярной передачи «Что, где, когда». Вместе с моим Попугаем мы были участниками передачи «Шире круг». А в информационном приложении к программе «Время» под рубрикой «Рассказывают наши корреспонденты» выступали почти все мои куклы, созданные в последние годы. Благодаря этим передачам, очевидно, меня и узнали. Приглашали выступать в «Октябрь», в ДЛ, ЦДРИ, ВТО и многие другие известные концертные залы столицы. Надолго запомнилось мне участие в культурной программе Олимпиады-80. Самые яркие впечатления и в общем-то удовлетворение своей работой принесло мне участие в традиционном фестивале художественной самодеятельности Германской Демократической Республики, проходившем этой весной в округе Гера. Программа выступлений была очень насыщенной; мы побывали с концертами в шести городах страны, и везде нас тепло принимали. Очень приятно, что многие советские артисты — наша группа была самой многочисленной среди представителей 25 стран — участниц фестиваля — награждены медалями и дипломами, а программа наших артистов снята телевидением ГДР.

Надеемся, советские телезрители увидят этот фильм и Динозавра, снятого во время фестивального концерта.

Надо сказать, что выступление самого Николая Зыкова было отмечено высшей Наградой фестиваля — Золотой медалью. Такая высокая оценка дается за выдающиеся заслуги в области самодеятельного творчества. Но обо всех этих творческих успехах кукольника можно уже говорить в прошедшем времени, а что впереди?

— Впереди работа над новыми куклами, новыми номерами; новые выступления и среди них — участие в фестивале искусств МАИ-85 и в культурной программе Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Я уже получил приглашение ЦК ВЛКСМ. Это приятно, но, безусловно, и очень ответственно.

— Если не секрет, какие номера покажете на Всемирном фестивале?

— Пока еще рано говорить, но, наверно, на сцену выйдут мои старые друзьях Певица, Буратино, Пианист, Динозавр; покажу музыкальную миниатюру в стиле барокко, один из своих последних номеров — «Атомную бомбу» и, конечно же, новые работы, подготовленные специально к фестивалю.

— Мне интересно учиться в МАИ, — вот что ответил Николай на мой вопрос, почему он не ушел в «профессионалы» когда его приглашали работать в Москонцерт и в Ленинградский мюзикхолл. И это не пустые слова. Ему действительно  интересно учиться в нашем институте. Он пришел сюда, с отличием закончив школу. Пришел не случайно, уже познакомившись с институтом, с маёвскими традициями. И уже на 1 курсе, проявив инициативу и настойчивость, начал заниматься научно-исследовательской работой. На конкурсах студенческих работ института его работы не раз отмечались грамотами, а одна из них — 2-й премией.

— Кем Вы видите себя в будущем, Николай?

— Конструктором. Но увлечение куклами — на всю жизнь.

      

В. ТРЕЛИНА.

  


< PREVIOUS ] ^ UP ^ ] NEXT > ]

Кукольное Шоу Николая Зыкова в